el_emen (el_emen) wrote,
el_emen
el_emen

О.Павел: "Прот. Всеволод Чаплин пишет, что есть более высокие ценности, чем права человека, о которых пекутся правозащитники. В этих словах есть передержка. Во-первых, напомним, что «право есть свобода, предоставленная и ограниченная нормой». Эта свобода христианам заповедана. «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. К свободе призваны вы, братья» (Гал.5, 1; 13)"...

Заповеданность свободы - это главный недостаток религиозной этики.
Ну, кому-то заповедали свободу, другому рабство. Заповедали - и ушли, скрылись. Могли и вообще ничего не заповедовать.

Основывать этическое учение на столь случайной вещи, как заповедь, - это строить замок на песке.

Свободу нельзя заповедать. Ее нельзя выдумать и из разума, хотя, конечно, в свободе объективируются все потенции разума -  и логика, и знания, и искусства (технэ), творческие и социальные навыки, опыт и мастерство, эмоции, чувства, ощущения. Это, конечно, надежней свободы вычитанной из старой книжки.

Свобода - это бытие способностей, сам человек. Но ведь сам человек - это "продукт", артефакт социума, итог ежедневных усилий других людей, социализирующих биологическую особь.

Вот их, этих социализаторов, интер-сеть,  ее устройство и определяет степени свободы. Российскую свободу определяет империум. Его можно назвать и шайкой, бандой, ордой. В нем всегда свобода сословна: всяк сверчок, знай свой шесток. А потому не может вычитать этот империум, для которого тут люди, а не он для людей, ничего годного из евангелий. Свои нравы империум черпает из вехозаветного ужаса и фарисейства. Да и Христос, в конце концов, тащит в царство небесное земную иерархию. А мимоходом и свободу заповедует...
Tags: маргиналии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments